Логвинов Игорь Анатольевич (logvinov_i_a) wrote,
Логвинов Игорь Анатольевич
logvinov_i_a

Реклама на ТВ: настало время психовать и глупеть?

Чтобы узреть подсознание торговли, надо остаться у телевизора на рекламу. Невозможно оторваться. Такого наивно-нахального запудривания мозгов, такого количества неадекватных персонажей и таких истерик реклама давно уже себе не позволяла.
Первое, что сделал кризис с рекламой, — отменил приличия.
«Это Вероника. Она хочет стать миллионершей и поэтому пишет письма Деду Морозу...» От этих фраз, произнесенных в разухабистой манере Николая Фоменко, так и веет 1990-ми и незабвенным роликом «МММ» о Марине Сергеевне, одинокой женщине, которая никому не верит.
Эстетический примитив рекламы словно специально говорит на языке интеллектуального убожества, чтобы точно попасть на свою целевую аудиторию и знать, что она вытерпит абсолютно всё.
«Это Евгений. Он хочет стать миллионером и поэтому занят поиском клада», — представляет Фоменко персонажа с лопатой и приглашает становиться на более верную дорогу к миллиону, то есть играть в лотерею.
Абсолютно в духе «МММ», там всем в пример ставили Леню Голубкова с неандертальской наружностью и таким же уровнем развития.
В последние годы наша реклама сделалась очень скучной, о ней даже писать было нечего. Но в этом тоже читался признак объективной стабильности.
Выгоднее всего было апеллировать к среднему во всех смыслах потребителю — но потребителю здравому, современному, стремящемуся повышать свой иммунитет и свое благосостояние по мере возможностей, умеренными средствами. Реклама лелеяла приторное благообразие заурядных, но зато социабельных граждан.
Буквально за считаные недели объявленного кризиса народилась реклама, обращенная к потребителю с проблемной самооценкой и странноватым чувством реальности. Сам он никто, а стать хочет всем и за одно волшебное мгновение жаждет получить от жизни все материальные радости.
Такие люди всегда есть, но не они являлись распространенным типом в последнее время. Жизнь позволяла и заработать нормальными путями, и потратить деньги на нормальные вещи. В моду входили рассуждения о «карьерном росте» и «инвестициях» то ли в собственное здоровье, то ли в уровень собственной образованности.
Неадекватных искателей кладов не сильно прибавилось в связи с кризисом. Не пора еще — не так долго у нас этот кризис продолжается. Вот если бы лет пять-десять и без всяких перспектив...
Начало спада в общественном бытии мобилизует нормального человека, заставляет его быть осторожнее и рассудительнее, видеть границы собственных возможностей и пересматривать границы собственных потребностей.
Напротив, общественный подъем и эйфория открывающихся перспектив увеличивает количество буйных авантюристов и непроходимых лохов, прагматичных алхимиков и пессимистов, запасающихся на десять лет вперед сахаром, крупой, тушенкой и сгущенкой.
В перестроечные времена был подъем, эйфория и была неизвестность. И плодились все означенные типы.
Нынешний период роднит с той эпохой прежде всего неизвестность. В остальном всё по-другому. Но реклама цинично симулирует аффектированный наив той, совсем противоположной стадии развития общества.
Реклама пытается заверить аудиторию в том, что настало время глупеть и рисковать, глупеть и психовать. Телереклама создает атмосферу беспокойства и предвкушения потрясений.
А уж каков их знак — ну это как повезет.
Акулий плавник вспарывает зимний лед на речке, отрезая рыбака от остального мира. Это акула так завидует — ее привлекает сильно выгодная мобильная связь. Прямо «Зимние челюсти».
Напугав хоррором, реклама спешит обнадежить хеппи-эндом: акула жарится на вертеле, а несъеденный рыбак рассказывает друзьям байку о происхождении фантастического улова.
В этом сюжете есть один показательный нюанс. Когда лед прямо возле рыбака разламывается и начинает уходить вниз под воду, страшно всерьез. А когда жарится акулий шашлык, ясно, что это шутка. И победа рыбака тоже, получается, шутка.
Эмоциональные зигзаги в пределах краткого ролика могут заразить зрителя нервозностью, но не успевают вернуть душевное равновесие.
Беспокойство за социальное будущее реклама предлагает сублимировать в оргию приобретательства.
Всё чаще по ТВ мелькают большие магазины, в которых, как нас убеждают, всё дешево и есть прямая выгода сгребать товары с полок не глядя. Пока идут анонсы фильма «Шопоголик», коммерческая реклама продуктов пытается спровоцировать комплекс супермаркетголиков.
Нас как будто уговаривают: экономика сейчас против вас, а мы, то есть торговля со своими скидками и бонусами, — за вас.
Реклама так и видит, как все глупеют и падают в обморок от счастья, подобно сотруднику службы охраны в очередном сюжете. Он заслышал о 60% на что-то там неимоверное типа некупленных подарков в придачу к купленным покупкам.
Однако информативной фразе предшествует заявление: «Это бомба!» В сочетании с профессией персонажа это мгновенно рождает определенный комплекс негативных ассоциаций. Опасность — теракт — смерть. В шутку напугав, реклама снова гладит зрителя по голове, с надеждой проверяя — а вдруг она все-таки квадратная?
Телереклама дорогих магазинов и вещей старается без суеты, сохраняя достоинство, напомнить о роскоши, качестве и стильности. Одно то, что такая реклама появляется на ТВ, говорит об усилении борьбы за покупателей.
Но попутно реклама дорогих товаров акцентирует низкосортность дешевых предложений. На фоне вкрадчивых напоминаний о стильной мебели и модных безделушках особенно жалким выглядит рекламное утешительство бедных. Раздражает нетерпение, с которым торговля ждет, когда народ запаникует и будет сам устраивать обвал своих личных потребностей.
В кадре появляется крупный план с миской красной икры и большой ложкой. Сразу ясно, что речь пойдет не об икре. Но то, что миска икры работает на прославление чипсов, — это все-таки перебор. Значит, захотелось икры — похрусти чипсами, и перехочется. Наверное, реклама считает, что придумала хороший рецепт для тех, кого сократили.
Еще лучше восхваление бочкового пива, которое удобнее потреблять в бутылках и до того приятно пить в баре, что мираж бара возникнет прямо на улице. И вот бутылки ездят туда-сюда мимо входа в метро. Разворачивается, а потом тут же сворачивается посреди улицы компьютерная картинка барной стойки. Просто глюк замерзающего алкоголика.
Голодным предобморочным взглядом смотрит на нас девушка с телеэкрана. Ты не позвонил, поэтому телефонистка-оператор осталась без обеда, а ты без страховки.
Подразумевается — на себя вам наплевать, так хоть нас не губите. Симбиоз традиционного отечественного юродства с темой страховых компаний. Все струны российской души телереклама готова перебрать в надежде на нужную бизнесу реакцию.
Сбой в экономике и финансах пока побуждает рекламных работников торопить события. Они ведут себя так, словно уже сформировалась другая телеаудитория с другой психологией и другим уровнем социальных амбиций.
Создатели рекламы без стеснения демонстрируют, что бизнес готов поощрять асоциабельность и извлекать прибыль из потребительской неуравновешенности.
С одной стороны, нам преподносят как норму маниакальность телефонных переговоров, потерю самоконтроля в предпраздничные дни, невозможность отличить покупку от подарка.
С другой стороны, нас загодя адаптируют к обнищанию, приглашая дома «отдыхать как в баре», экономить на натуральности продуктов и чувственно наслаждаться скидками.
Телереклама пытается взять потребителя на пушку и управлять не только его видением кризиса, но и его самоидентификацией в кризисе. Однако мне почему-то кажется, что потребитель может обидеться и не захотеть узнавать себя в тех диковатых типажах, которые вдруг начали сновать в телеящике.
Не исключено, что через некоторое время телереклама обнаружит свою неадекватность, сделает очередной зигзаг, хотя и, возможно, снова невпопад.
__________
Вы вэбмастер и у Вас есть свой сайт на котором Вы хотите заработать? Тогда биржа купли продажи ссылок, это именно то, что Вам нужно!
__________
Хотите выглядеть красиво и ухожено, но длинные волосы Вам не к лицу? В таком случае модные короткие стрижки Ваш оптимальный выбор!
__________
Затеяли стройку или ремонт? Лучшие цены на стройматериалы в Киеве в инет-магазине SamBud.com.ua! Кроме того, здесь можно купить межкомнатные двери от лучших производителей.
Tags: размышлизмы
Subscribe

  • Стёб, надругательство над православием или?..

    После просмотра этого видеоролика, у меня возникли сомнения, типа, "стою на асфальте я в лыжи обутый - или лыжи не едут, или я еб..., в смысле…

  • Приглядитесь, кого он вам напоминает?

    На этой неделе, на одном из американских сайтов, был обнаружен подросток более чем на 90% похожий на Роберта Паттинсона! Данное фото было…

  • Жил-был пес

    Офигительный памятник! Правда не знаю, где это... Может кто подскажет адресочек? И интересно, а есть ли памятник Псу из этого же мультфильма?…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments